Условия и порядок обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Особенности организации учебного процесса
В Институте имеются материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания и помещения Института, включая пандус, расширенные дверные проемы и лифт.
Прием в аспирантуру, а также обучение по образовательным программам аспирантуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в ИДСТУ СО РАН с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, занятия организуются совместно с другими обучающимися в общих группах с использованием социально-активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими аспирантами, создании комфортного психологического климата в группе обучающихся.
Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться индивидуально.
В учебном процессе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются специализированные технические средства приема-передачи учебной информации в доступных формах. При необходимости обеспечивается выпуск печатных материалов с крупным шрифтом, электронных учебных материалов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, и другое необходимое материально-технического оснащение.
Подбор и разработка учебных материалов преподавателями производится для того, чтобы аспиранты с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи или с помощью тифлоинформационных устройств).
Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения осуществляется Институтом самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ИДСТУ СО РАН при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на один год.
Преподаватели, курсы которых требуют от аспирантов выполнения определенных специфических действий и представляющих собой проблему или действие, невыполнимое для аспирантов, испытывающих трудности с передвижением или речью, обязаны учитывать эти особенности при организации образовательного процесса и предлагать инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья альтернативные методы освоения изучаемого материала. Своевременное информирование преподавателей об инвалидах и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в конкретной группе, а также с их психолого-физиологическими особенностями осуществляет Отдел аспирантуры Института.
При необходимости для профессорско-преподавательского состава Отдела аспирантуры Института организуются занятия в рамках повышения квалификации, в том числе по программам, направленным на получение знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфике приема-передачи учебной информации, применению специальных технических средств обучения с учетом различных нозологий.
Проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для осуществления мероприятий текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья применяются фонды оценочных средств, адаптированные для таких обучающихся и позволяющие оценить достижение ими запланированных в образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.
Форма проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации для аспирантов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
При проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
- проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с аспирантами, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для аспирантов при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации;
- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами комиссии);
- использование обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимых технических средств при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации;
- обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
- для слепых: задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации зачитываются ассистентом, письменные задания надиктовываются ассистенту;
- для слабовидящих: обеспечивается индивидуальное равномерное освещение; для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
- для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей): письменные задания надиктовываются ассистенту.
Выпускники не позднее чем за три месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.
Проведение практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом требований их доступности для данной категории обучающихся, рекомендации медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида выдается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. Инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья предоставляет рекомендации медико-социальной экспертизы или индивидуальную программу реабилитации при приеме на обучение в Институт.
Педагогическая практика аспиранта-инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья проводится в ИДСТУ СО РАН и учитывает рекомендации медико-социальной экспертизы и индивидуальной программы реабилитации инвалида относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики могут создаваться специальные рабочие места в соответствии с физическим состоянием обучающегося.
Доступность здания Института для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных аспирантов, доступности путей движения на территории и в здании Института создана безбарьерная архитектурная среда, учитывающая потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий.
В здании Института:
- для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарат имеется доступный вход, а также возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Института, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- входная лестница дублируется пандусом;
- лестницы и пандус оборудованы поручнями;
- функционируют два лифта для перемещения между этажами;
- при наличии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, справочная информация о расписании учебных занятий будет размещена в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме.
Комплексное сопровождение образовательного процесса
Институт самостоятельно обеспечивает организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (при наличии таких лиц в числе обучающихся в Институте аспирантов).
Отдел аспирантуры ИДСТУ СО РАН обеспечивает:
- контроль обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с календарным учебным графиком;
- контроль посещаемости занятий;
- оказание помощи в организации самостоятельной работы в случае заболевания;
- организацию индивидуальных консультаций при длительном отсутствии аспирантов с ограниченными возможностями здоровья;
- контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей и т.д.;
- коррекцию взаимодействия преподаватель – аспирант-инвалид в учебном процессе;
- консультирование научных руководителей, преподавателей и сотрудников Института по психофизическим особенностям аспирантов-инвалидов, коррекции различных ситуаций и затруднений.
Во время нахождения в ИДСТУ СО РАН аспирантов-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрешается присутствие в здании Института лица, сопровождающего инвалида, ассистента-помощника (специалиста), оказывающего необходимую техническую помощь и организующего процесс индивидуального обучения инвалида и выполняющего посреднические функции между аспирантом-инвалидом и преподавателями, а также обеспечивающего персональное сопровождение аспиранта-инвалида в образовательном пространстве.
При необходимости, для обеспечения образовательного процесса, в Институт может быть приглашен сурдопедагог (сурдопереводчик) для обучающихся с нарушением слуха и тифлопедагог для аспирантов с нарушением зрения.
При получении высшего образования по программам аспирантуры обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия и иная учебная литература.
Социальное сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организует Отдел аспирантуры, деятельность которого направлена на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Медико-оздоровительные мероприятия по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает поликлиника, обслуживающая Институт совместно с лечебными учреждениями по месту учета таких обучающихся.
Поликлиника, обслуживающая Институт, оказывает первую медицинскую помощь, доврачебную помощь при травмах, острых и хронических заболеваниях, осуществляет медицинское консультирование обучающихся для обращения в лечебные, профилактические и реабилитационные учреждения.