Максим Жарков стал лауреатом областного конкурса в сфере науки и техники
32 сотрудника академических учреждений и вузов стали лауреатами областного конкурса в сфере науки и техники. Научный сотрудник лаборатории 6.2. логических и оптимизационных методов анализа сложных систем Института динамики систем и теории управления имени В. М. Матросова СО РАН кандидат технических наук Максим Леонидович Жарков победил в номинации за лучшие научные, научно-технические и инновационные разработки молодых ученых. Максим Леонидович предложил технологию математического и компьютерного моделирования работ железнодорожных станций и участков железнодорожной сети.
«Железнодорожные системы, как правило, имеют сложную иерархическую структуру, в которой возможно несколько маршрутов движения, в том числе и кольцевых. Поездопоток поступает с двух и более направлений, каждое из которых включает несколько категорий поездов. Число вагонов в отдельном составе не детерминировано. При этом вагоны, как правило, обрабатываются на станциях и отдельных парках независимо друг от друга. Операции обслуживания однотипны, регулярно повторяются, их продолжительность подвержена влиянию множества случайных факторов», - рассказывает о своей работе Максим Жарков.
На основе предложенной методики были разработаны обобщенные модели сортировочной, грузовой и пассажирской железнодорожных станций и использованы для анализа работы и выработки рекомендаций по повышению пропускной способности систем, расположенных на участках железных дорог Иркутской области.
Предлагаемая технология является высокоадаптивной. В частности, с ее помощью были созданы и исследованы модели четырех железнодорожных станций, вокзального комплекса и пяти железнодорожных участков, которые отличаются инфраструктурой, свойствами транспортных потоков и расположены в разных точках Евразии.
«В настоящее время для решения задач по управлению и развитию железнодорожной инфраструктуры популярными являются программное обеспечение для моделирования AnyLogic, ЭРА и ИМЕТРА. Они основаны на динамическом и агентном подходах имитационного моделирования, поэтому обладают существенным недостатком – построение модели требует значительного затрата времени, так как для каждого нового объекта необходимо заново создавать свою модель практически с «нуля»», - объясняет Максим Леонидович.
Предлагаемая технология, основанная на методах теории массового обслуживания, позволяет значительно снизить сложностью исследования транспортных систем, за счет того, что имеющиеся модели могут быть достаточно быстро адаптированы под новый объект исследования. При этом она эффективна, достаточно универсальна и может быть применена для анализа технических систем из других сфер деятельности человека. Все это позволяет использовать разработку для описания и исследования мультимодальных перевозок и создает предпосылки для формирования и развития новых научно-технических направлений.
Всего в конкурсе приняли участие 74 человека от 20 научно-образовательных организаций. Мероприятие проводится ежегодно министерством экономического развития и промышленности Иркутской области для выявления наиболее актуальных научных, научно-технических и инновационных исследований и разработок, вносящих значительный вклад в развитие региона.
«Конкурс науки и техники стал для научного сообщества уже традицией. Каждый год представители НИИ и высших учебных заведений готовят коллективные заявки и представляют свои достижения в области науки и инноваций. Это очень важная работа, особенно сейчас, во времена санкционного давления, когда предприятия нуждаются в новых отечественных технологиях. Ранее за каждую разработку было предусмотрено вознаграждение в размере 150 тысяч рублей, в этом году было принято решение увеличить сумму в два раза – до 300 тысяч рублей», – рассказал первый заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Леонидович Ситников.
На конкурс принимались завершенные разработки ученых или коллективов. Традиционно сбор документов шел в двух номинациях: «За значительный вклад в развитие науки и техники и решение социально-экономических проблем Иркутской области» и «За лучшие научные, научно-технические и инновационные разработки молодых ученых» (все члены коллектива – до 35 лет включительно на дату подачи документов). В каждой номинации выбрали по пять победителей.