Пропустить навигацию.
Главная

Программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 01.06.01 Математика и механика «Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление»

Направленность (научная специальность):

01.01.02 «Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управление»

Присваиваемая квалификация:

«Исследователь. Преподаватель-исследователь»

I. Общие положения

   1.1. ОПОП сформирована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО) по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 № 866), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (Приказ № 1259 от 19.11.2013) и другими нормативно-правовыми документами в области образования Российской Федерации и локальными нормативными актами ИДСТУ СО РАН.

   1.2. Объем ОПОП составляет 240 зачетных единиц.

Сроки обучения:

по очной форме — 4 года, 
по заочной форме — до 5 лет.

II. Характеристики профессиональной деятельности выпускников

    2.1. Область профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО:

  • в научно-производственной сфере — наукоемкие высокотехнологичные производства оборонной промышленности, аэрокосмического комплекса, авиастроения, машиностроения, проектирования и создания новых материалов, строительства, научно-исследовательские и аналитические центры разного профиля,
  • в социально-экономической сфере — фонды, страховые и управляющие компании, финансовые организации и бизнес-структуры, а также образовательные организации высшего образования.

    2.2. Объекты профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО:

  • понятия, гипотезы, теоремы, физико-математические модели, численные алгоритмы и программы, методы экспериментального исследования свойств материалов и природных явлений, физико-химических процессов, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики и других естественных наук.

    2.3. Виды профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО:

  • научно-исследовательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, механики, естественных наук;
  • преподавательская деятельность в области математики, механики, информатики.

    2.4. Обобщенные трудовые функции и (или) трудовые функции выпускников в соответствии с профессиональными стандартами:

  • Профессиональный стандарт научного работника (научно-исследовательская деятельность)

Трудовая функция: вести сложные научные исследования в рамках реализуемых проектов.

  • Профессиональный стандарт преподавателя (педагогическая деятельность в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании)

Трудовая функция: разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

III. Результаты освоения образовательной программы

   В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать:

– универсальными компетенциями:

(УК-1)способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях;
(УК-2)способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;
(УК-3)готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
(УК-4)готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном  и иностранном языке;
(УК-5)способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития;

 

– общепрофессиональными компетенциями:

(ОПК-1)способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий;
(ОПК-2)готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;

 

– профессиональными компетенциями:

(ПК-1)способностью корректно ставить математические задачи в выбранной области исследования;
(ПК-2)способностью математически грамотно формулировать результаты исследований;
(ПК-3)способностью на высоком научно-методическом уровне осуществлять преподавание дисциплин, смежных с тематикой диссертации;
(ПК-4)способностью работать с текстами профессиональной направленности и делать сообщения о результатах своей учебной и научной работы на русском и иностранном языках;
(ПК-5)способностью разрабатывать и готовить к изданию научные труды, статьи.

 

IV. Аннотации рабочих программ дисциплин и практик

ИндексНазвание дисциплиныАннотация
Б1.Б.1История и философия наукиЦель дисциплины – подготовка аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки. Рабочая программа предусматривает изучение следующих разделов: предмет философии науки; возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции; закономерности  развития науки; динамика возникновения нового знания; научная теория, ее структура и функции; принципы построения и обоснования научных теорий; методы научного познания, диалектика, синергетика, системный подход; особенности современного этапа развития науки; перспективы научно-технического прогресса; методическое обеспечение точных наук, их специфика и роль в развитии общества.
Б1.Б.2Иностранный языкЦель дисциплины – подготовка аспирантов к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку. Дисциплина предусматривает овладение языковой нормой в рамках курса, избирательностью и вариативностью в выборе языковых средств, восприятием иностранной речи на слух, навыками делового общения в рамках выбранного направления подготовки.
Б1.В.ОД.1Дифференциальные уравнения, динамические системы и оптимальное управлениеДисциплина посвящена изучению фундаментальных основ базового курса, включающего в себя теорию обыкновенных дифференциальных уравнений,  динамических систем и теорию оптимального управления, Важное место уделяется освоению качественных методов исследования обыкновенных дифференциальных уравнений и динамических систем, а также базовых методов вариационного исчисления и оптимального управления. Тематически дисциплина состоит из 3 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ОД.2Теория устойчивости и нелинейный динамический анализ методом векторных функций ЛяпуноваДисциплина посвящена изучению основ теории устойчивости, включая некоторые её современные направления, ознакомлению с методом векторных функций Ляпунова и   использованию этого метода для анализа устойчивости и других свойств динамических систем с непрерывным и дискретным временем. Тематически дисциплина состоит из 11 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ОД.3Качественные свойства управляемых систем и дифференциальных включенийДисциплина посвящена изучению методов качественного исследования динамических систем  с многозначной правой частью, причём основное внимание уделяется свойствам, относящимся к позиционным задачам теории управления (инвариантности, достижимости, управляемости), а также приложениям к задачам оптимального управления. Тематически дисциплина состоит из 4 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ОД.4Дифференциальные уравнения в частных производныхДисциплина посвящена изучению основ теории дифференциальных уравнений в частных производных, что предполагает, в частности, формирование у учащихся навыка работы с обобщёнными функциями, освоение понятие обобщённого решения дифференциального уравнения и подготовку аспирантов к применению полученных знаний для решения задач естествознания. Тематически дисциплина состоит из 8 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ОД.5Основы преподавания в вузеЦелью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимися основ педагогической науки высшей школы и приобретение ими практических навыков преподавания. Освоение дисциплины даст аспирантам представление о роли педагогики в вузе, об основных технологиях целостного учебно-воспитательного процесса, подготовит  аспирантов к решению  коммуникативных проблем,  возникающих  в процессе обучения, а также  к процессу  организации  и управления самообразованием и научно-исследовательской деятельностью студентов.
Б1.В.ДВ.1
1
Дифференциальные включенияДисциплина посвящена изучению методов многозначного анализа, основных свойств дифференциальных включений и теории усреднения. Тематически дисциплина состоит из 9 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ДВ.1
2
Дифференциальные уравнения с разрывными правыми частями и функционально-дифференциальные уравненияДисциплина посвящена изучению основных свойств дифференциальных уравнений с разрывными правыми частями и функционально-дифференциальных уравнений,  методов теории устойчивости для этих уравнений, в том числе метода вектор функций Ляпунова. Тематически дисциплина состоит из 7 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ДВ.2
1
Интегральные уравненияДисциплина посвящена изучению основных методов теории интегральных уравнений, свойств  симметричных и самосопряжённых операторов, а также уравнений Фредгольма с вырожденным ядром, уравнения Вольтерра и уравнения типа свертки. Тематически дисциплина состоит из 8 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б1.В.ДВ.2
2
Численные методы решения уравнений в частных производныхДисциплина посвящена изучению методов численного решения краевых и начальных задач для уравнений в частных производных эллиптического, параболического и гиперболического типов, а также методам исследования разностных схем на устойчивость и сходимость. Тематически дисциплина состоит из 9 разделов и включает 2 творческих задания, направленных на практическое закрепление компетенций.
Б2.1Педагогическая практикаЦелью педагогической практики является практическое освоение аспирантами основ педагогической и учебно-методической работы в вузе, приобретение практических навыков преподавания. Практика проводится на базе ИДСТУ СО РАН и направлена на освоение основ преподавательской и воспитательной работы со студентами высших учебных  заведений; получение представления об основных технологиях целостного учебно-воспитательного процесса, обучение педагогическим навыкам проведения отдельных видов учебных занятий; подготовку учебно-методических материалов по дисциплинам, которые преподаются студентам вузов и аспирантам на базе ИДСТУ СО РАН; подготовку  аспирантов к решению  коммуникативных проблем, возникающих  в процессе обучения, а также к процессу организации и управления самообразованием и научно-исследовательской деятельностью студентов вузов.
Б2.2Производственная практикаЦелью производственной практики является практическое освоение полученных профессиональных знаний, а также приобретение навыков и умений, необходимых научному работнику в повседневной деятельности, в частности, получение навыков подготовки печатных трудов и публичных выступлений, планирования научных работ и написания отчетов по результатам научной деятельности, организации научных мероприятий и др. Все это позволит сформировать у обучающихся общекультурные и профессиональные компетенции, обеспечивающие эффективное решение научных, профессиональных и личностных проблем, возникающих в процессе научно-исследовательской деятельности.

 

V. Структура образовательной программы

Наименование элемента программыОбъем (в з.е.)
Блок 1Дисциплины (модули) всего30
Базовая часть9
Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов
Вариативная часть21
Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена
Дисциплина/дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к преподавательской деятельности
Блок 2«Практики»201
Вариативная часть
Блок 3«Научные исследования»
Вариативная часть
Блок 4«Государственная итоговая аттестация»9
Базовая часть
Объем программы аспирантуры240

 

   5.1. Учебные планы.

   5.2. Календарный учебный график

   5.3. Рабочие программы дисциплин.

   5.4. Рабочая программа педагогической практики.

   5.5. Рабочая программа производственной практики.

   5.6. Рабочая программа НИР.

   5.7. Фонды оценочных средств.

   5.8. Программа Государственной итоговой аттестации.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Российская академия наук (РАН) Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН) Отделение нанотехнологий и информационных технологий РАН (ОНИТ РАН) Иркутский филиал СО РАН (ИрФ СО РАН) Иркутский государственный университет (ИГУ) Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИрНИТУ) Российский научный фонд Российский фонд фундаментальных исследований Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева (ИСЭМ СО РАН)
Наука в Сибири Наука Приангарья Агентство научный новостей